Skip to main content

Артемий Лебедев — российский дизайнер о флоатинге

Пару лет назад я напал на книги американского физика Фейнмана, скупил и прочел все. В книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» идет речь о емкостях, изобретенных ученым Джоном Лилли.Есть даже русский перевод — (книга попала в рубрику «анекдоты» из-за слова «шутите» в названии, что лишний раз подтверждает, что идиоты не переведутся никогда).

Из главы «Измененные состояния«:
«Как я уже сказал, когда я попал в емкость, изолированную от внешних воздействий, в первый раз, у меня не было никаких галлюцинаций, не было их и во второй раз. Однако Лилли были очень интересными людьми; мне они очень и очень нравились. Они часто приглашали меня на обед и т.п., и очень скоро мы уже обсуждали некоторые вещи совсем другого уровня, если сравнивать их с той ерундой про лампочки. Я понял, что другие люди находили емкость, изолированную от внешних воздействий, несколько пугающей, мне же она казалась довольно интересным изобретением. Я не боялся, потому что знал, что это такое: всего лишь емкость с водой, которая содержит английскую соль. Когда я пришел туда в третий раз, у них был гость, — я там встретил много интересных людей, — который назвался именем Баба Рам Дас. Это был парень из Гарварда, который ездил в Индию и написал популярную книгу «Будь здесь сейчас». Он рассказал, как его гуру в Индии объяснил ему, как пережить «опыт вне тела» (эти слова я часто видел на доске объявлений): сконцентрируйся на своем дыхании, на том, как воздух входит в твой нос и выходит из него, по мере того, как ты дышишь.
Я подумал, что испробовал бы все, что угодно, чтобы получить галлюцинацию, и отправился в емкость. На каком-то этапе игры я внезапно осознал — это сложно объяснить, — что я сдвинулся на дюйм в сторону. Другими словами, мое дыхание, вдох и выдох, вдох и выдох, происходит не в центре: мое эго слегка сдвинулось в одну сторону, примерно на дюйм.
Я подумал: «А где же на самом деле находится эго? Я знаю, что все считают, что мышление происходит в мозге, но откуда они это знают?» Я уже читал о том, что это не казалось людям столь очевидным, пока не было проведено множество психологических исследований. Греки, например, считали, что мышление происходит в печени. Тогда я подумал: «Возможно ли, что дети узнают, где находится эго, видя, как взрослые прикасаются рукой к голове, когда говорят: «Дайте мне подумать»? А потому мысль о том, что эго находится именно там, может быть лишь традицией!» Я осознал, что если смог сдвинуть свое эго на один дюйм в сторону, то смогу сдвинуть его и дальше. Вот это и стало началом галлюцинаций.»

Ужасный Михаил Веллер тоже описывает камеру с соленой водой в «Самоваре» (глава «Сенсорный голод»). Веллер, разумеется, камеры живьем не видел, но пересказал ужасы со всеми положенными преувеличениями.

«Мыслю — следовательно существую? Еще нет.
Ставились такие опыты. Человек в специальном скафандре погружался в жидкость такой плотности, чтоб он там свободно плавал — своего рода невесомость, чувство земного притяжения он переставал испытывать. Резервуар находился в абсолютно темной камере, так что было не установить, где верх, где низ, и видно ничего не было. Ни звуков, ни запахов. Руки в специальных перчатках, каждый палец в отдельном просторном цилиндрике, осязание тоже практически отсутствовало. Все внешние ощущения переставали поступать. Нигде не давит, тело свободно, свежий воздух для дыхания поступает — никаких неудобств. Находись себе неизвестно где и как и думай сколько влезет. Через считаные часы испытуемые, молодые здоровые добровольцы с устойчивой психикой, начинали сходить с ума. Начинались галлюцинации, страхи, поднималось и падало кровяное давление, нарушались функции внутренних органов. Человеку просто грозила смерть. Ученые снаружи следили за этим по показаниям датчиков на его теле.»

Я мечтал полежать в такой камере с тех пор, как почитал Фейнмана. И расспрашивал разных знакомых, не встречали ли они чего-либо подобного в России (в других странах камеры на пути не попадались).

Само место — какой-то центр йоги. Помещение очень приятное, хотя несоответствие восточной духовной материи и советских реалий меня всегда сильно смущало. Так и тут — с одной стороны какие-то правильные запахи, чаепития, деревянная отделка, а с другой — курящий на крыльце охранник, тетка, говорящая по телефону о теткинских проблемах и т. п. Да и вообще — я не понимаю, как духовного просветления может достичь человек с именем, фамилией и отчеством.

Сначала надо принять душ (в той же комнате стоит), потом залезть в этот гроб, закрыть крышку, потушить внутри свет и начать плавать. Звуков нет, запахов нет, вода такой температуры, чтобы не чувствовать границу сред. Болтаешься. Приятно. Ничего не чувствуешь. Иногда оттолкнешься пальцем от левой стенки, а через пару минут причаливаешь правой рукой к противоположной стенке, хотя расстояние для плаванья там — полметра. Минут через пятнадцать у меня стал чесаться нос. Я аккуратно изогнул руку и почесал переносицу. Но капля страшно соленой воды соскочила с пальца и по склону носа въехала прямо в угол глаза. П*****, б****! Сенсорная депривация моментально прекратилась — соль начала разъедать глаз. Пришлось вылезти и промыть рожу под душем. Снова захожу.

Сеанс длится час, что, видимо, недостаточно для достижения нужного эффекта. Но кое-что неожиданное я все-таки почувствовал. Пару раз левую часть лица обдувал ветер (которого там, разумеется, нет). Один раз где-то раздалась вспышка света (которого там тоже нет). Один раз из полной темноты на меня выплыл мой собственный юзерпик (не вру). Это было последнее, что я ожидал бы увидеть. Через час в гробу зазвенели мелодичные колокола. Я вернулся в мир обычных земных чувств. Еще раз в душ — и на выход…

Источник